- Основные принципы и функции воспитательного процесса:
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Первый принцип – гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребёнка, относиться к ним предельно бережно.
Второй принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина.
Третий принцип – самосоздание личности или отношение личности к самой себе.
Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированности к новым экономическим условиям: самоопределение, самовоспитание, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.
Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребёнка, что даёт возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.
Воспитательная система школы предполагает следующие функции:
· Развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению и самореализации;
· Интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
· Защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребёнка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
· Компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей учащихся, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
· Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и обшения ребёнка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
· Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирование и развития школы, создания условий для профессионального роста педагога, взаимодействия всех участников воспитательной системы.
- Целевой блок.
Цель: |
Создание оптимально полноценных условий для формирования ключевых личностных компетенций учащихся: социальной, поликультурной, языковой, информационной и предметно-деятельностной |
Задачи: |
1. Усиление воспитательной роли образования. Создание условий развития педагогики сотрудничества;
2. Социализация учащихся, подготовка их к жизни в условиях современной деятельности через расширение системы допрофессионального образования
3. Развитие познавательных интересов, повышение интеллектуального уровня учащихся через создание блока ДО, разнообразных форм внеурочной деятельности;
4. Воспитание здорового образа жизни, направление усилий на формирование физического и психологического здоровья всех участников УВП;
5. Рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы УСУ;
6. Привлечение родителей к УВП школы, расширение границ сотрудничества с семьей, внешних связей школы для решения проблем воспитания.
|
- Содержание воспитательной работы:
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
· Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
· Художественная деятельность, развивающая эстетическое мировоззрение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
· Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
· Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественнополезного труда;
· Ценностно - ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира;
· Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
· Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком
Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Направления |
Ожидаемый результат |
Художественно- эстетическое направление |
Развитое чувство прекрасного. Умение найти себя в творчестве. Массовое участие в культурном досуге. |
Спортивно – оздоровительная работа |
Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы. |
Информационная работа |
Оперативно и регулярно выходящая детская пресса, возможность для каждого ребёнка высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жизни школы и класса. |
Гражданско – патриотическое воспитание |
Формирования и принятия правил жизни школы и класса , прав и обязанностей каждого члена школьного и классного коллектива; планирование детьми коллективной внеучебной деятельности. |
Социально – педагогическая деятельность |
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребёнка. Организация педагогического просвещения родителей. Овладение способами разрешения конфликтов. |
Организация социокультурного пространства школы.
Цели:
· Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
· Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся.
Задачи:
· Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, организация профилактической работы.
· Организация занятости детей во внеурочное время. Создание условий для комфортности и удовлетворенности, учащихся образовательным процессом.
· Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями города, профориентационная работа.
· Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.
· Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей «группы риска».
· Организация досуговой деятельности. Способствование активности учащихся в организации и проведении досуговых мероприятий.
· Подготовка учащихся к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.
· Формирование навыков здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- Отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;
- Снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;
- Повышение культурного уровня детей и молодёжи;
- Обеспечение детей и подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;
Решению поставленных цели и задач призвана способствовать планирование деятельности в следующих направлениях:
Школьное самоуправление.
Цель – формирование высонравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
Задачи:
· Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
· Организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
· Развитие и упрочнения детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития ученика.
Принципы построения развития самоуправления.
- Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
- Педагогическое руководство, которое обеспечивает развитие детского самоуправления.
- Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
- Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности.
- Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
- Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
- Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
- Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
- Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной
Содержание деятельности органов самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
- Познавательная деятельность- предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции.
- Художественная – эстетическая деятельность- концерты фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи.
- Спортивная- оздоровительная деятельность- организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья.
- Трудовая деятельность- забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства.
- Информационная деятельность – письменная информация о жизни школы.
Вся деятельность планируется самими учащимися.
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.
|